19 января 2020 года международный авиационный комитет (МАК) огласил заключительный отчет о причинах ЧП с самолетом авиакомпании «Utair», произошедшим в Сочи 1 сентября 2018 года, когда авиалайнер Boeing 737-800 скатился в реку при посадке в международном аэропорту «Сочи» (AER).
31 августа 2018 года экипаж самолета Boeing 737-800 VQ-BJI ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выполнял регулярный рейс UT 579 по маршруту Москва (VKO) – Сочи (AER).
1 сентября 2018 года, в 02:58 местного времени, в условиях ливневых осадков и при наличии сдвига ветра, при выполнении посадки в аэропорту «Сочи» (Адлер) произошло выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы.
На борту ВС находились 2 члена лётного и 4 члена кабинного экипажа, 166 пассажиров (164 гражданина России и 2 гражданина Украины), а также перевозилось 875 кг багажа, 822 кг груза и 73 кг почты. В результате происшествия 18 человек обратились за медицинской помощью, самолет получил повреждения. На земле жертв и разрушений не было.
Выводы отчета МАК таковы:
К выкатыванию самолета Boeing 737-800 авиакомпании «Utair» за пределы взлетно посадочной полосы, его разрушению и пожару привели следующие факторы:
1). Неоднократное игнорирование экипажем предупреждений бортовых систем о сдвиге ветра, что при попадании в горизонтальный сдвиг ветра (со встречного на попутный) на малой высоте привело к приземлению на удалении 1285 метров от входного торца взлетно-посадочной полосы (с перелетом 385 метров от зоны точного приземления) на повышенной приборной скорости и с попутной составляющей ветра;
2). Выполнение посадки на взлетно-посадочную полосу, средний нормативный коэффициент сцепления которой, согласно расчетам, был менее 0,3, что не позволяло выполнять посадку в аэропорту «Сочи» согласно действующим нормативным документам.
Способствующими факторами явились:
— нарушение экипажем положений руководства по летной эксплуатации самолета и руководства по производству полетов авиакомпании «Utair» в части требуемых действий при срабатывании сигнализаций о прогностическом и фактическом сдвиге ветра;
— использование полностью автоматического режима при полете в условиях сдвига ветра в аэропорту «Сочи» (AER), что привело к разбалансированному положению самолета по скорости на момент перехода на ручное управление;
— недостаточная профилактическая работа в авиакомпании «Utair» после выявления предыдущих случаев несвоевременной реакции экипажей авиакомпании на сигнализацию о сдвиге ветра;
— недостаточная подготовка экипажа в области управления ресурсами экипажа и контроля угроз и ошибок, что не позволило своевременно выявить допускаемые пилотами нарушения и ошибки;
— повышенное психоэмоциональное состояние членов экипажа из-за несоответствия фактических условий на заходе их уровню подготовки, а также психологическим возможностям, определяемым индивидуально-психологическими особенностями;
— неэффективное торможение в автоматическом и ручном режимах в процессе пробега самолета из-за недостаточного сцепления между пневматиками основных стоек шасси и поверхностью взлетно-посадочной полосы для достижения заданной интенсивности торможения. Недостаточное сцепление, наиболее вероятно, было обусловлено значительным количеством воды на взлетно-посадочной полосе;
— невыполнение аэродромной службой аэропорта «Сочи» требований Руководства по аэродрому АО «Международный аэропорт Сочи» о необходимости проверки состояния взлетно-посадочной полосы после выпадения ливневых осадков, что привело к передаче неверных значений нормативного коэффициента сцепления экипажу.
Повышенной скорости выкатывания самолета (около 140 км/ч) способствовал поздний перевод двигателей в режим реверсивной тяги (через 16 секунд после приземления воздушного судна, на удалении около 200 метров до выходного торца взлетно-посадочной полосы).